Медиаторство. Арт-медиация. Первые шаги.
Большой забытый разговор с Дарьей Маликовой, куратором публичной программы 6-й уральской биеннале, который пришло время вспомнить
Интервью
22 февраля 2022 года наш уже бывший, но от этого не менее любимый, коллега Антон Барган взял интервью у Дарьи Маликовой, куратора публичной программы 6-й уральской биеннале.

Через два дня после этого мы перестали смотреть на мир по-прежнему и нам была нужна пауза, чтобы пересобрать самих себя.

20 мая 2022 года Антон закончил расшифровку разговора с Дарьей и поделился с нами документом. В нем было 17 страниц чистого текста, без вступления, перебивок, деления на абзацы и вынесенных цитат.

23 марта 2023 года, спустя 13 месяцев с момента взятия интервью, мы решаем, что время пришло, этот материал до сих пор актуален и он станет первым, который мы опубликуем на нашем новом сайте, который запустится 1 апреля, в 26-й день рождения Библиотечного центра «Екатеринбург».

Героиня интервью
Дарья Маликова

Ведущий специалист отдела специальных проектов Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Куратор программы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства, руководитель «Школы медиации» АНО «Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ»

первый круг
Потребитель искусства
Можно ли составить портрет потребителя искусства?
Мы пытались это сделать в 2017 году. У нас было исследование аудитории современного искусства. Получилось, что больше женщины, чем мужчины, чаще с гуманитарным, чем с техническим образованием, работают в околопрофессиональном секторе, креативном (рекламщики, журналисты), в общем, люди творческих профессий, меньше технических профессий. Еще много всего описано в нашем исследовании «Что-то новое и необычное исследование аудитории современного искусства в крупных городах России», которое можно найти у нас в библиотеке¹.
¹ Библиотека находится в Уральском филиале ГМИИ (Екатеринбург, ул. Добролюбова 19А)

Исследование можно почитать по ссылке
Должно ли искусство быть понятным? Или оно ничего не должно?
Наверное, искусство ничего не должно. Возникает вопрос: понятно кому? Понятно насколько? Опять же можем скатиться в историю, что понятно широкому большинству. Да, классно, понятно, например, широкому большинству жителей Екатеринбурга, а потом мы приедем на Сортировку и встретим там китайскую диаспору и ей будет непонятно. И мы сразу ущемляем интересы китайской диаспоры. Сложно определить, что такое «понятно». Скорее тут искусство, мне кажется, что-то должно говорить, а задача медиатора², как это высказывание интерпретировать, как донести до разных аудиторий.
² Про медиаторство мы еще много поговорим во втором круге
Это нормально, что я многого не понимаю и не всегда испытываю какие-то эмоции, смотря на картину или инсталляцию?
Конечно. Помните я сказала, что это как с книжкой, что-то понравится, а что-то нет; что-то зайдет, а что-то не зайдет. И еще, всегда анализируете свои негативные эмоции, потому что в этом тоже очень много скрыто. Часто [говорят]: «все плохо я пойду». А что плохо? Надо вербализировать свои негативные чувства, что это за чувства: обида, злость, гнев, отвращение? Уже не просто все плохо, а что именно? Дальше следующий логичный вопрос, а почему так, почему вы это чувство испытываете? Вы испытываете отвращения потому что «обнаженку» показывают или какие-то нелицеприятные сцены? Так может в этом и суть работы? Именно это чувство автор и хотел вызвать, изображая это? Давайте подумаем, почитаем, о чем это.
² Про медиаторство мы еще много поговорим в третьем круге
Фильм «Две минуты до полуночи» Яэль Бартаны / 6-я уральская биеннале (2021)
Как вы оцениваете текущее состояние музеев, выставочных пространств в Екатеринбурге?
Слушайте, я считаю, что Екатеринбургу очень повезло. У нас очень насыщенная культурная жизнь. Очень много на самый разный вкус проходят события, выставки. Поэтому даже не знаю, реально не на что жаловаться.
То есть дальше только лучше будет?
Я думаю да, если ***** не случится³. У нас такой уровень запроса у публики, что хуже точно быть не может.
³ Интервью было взято 22 февраля 2022 года
А как вы думаете с чем это связано?
Мне кажется, у нас есть такие пассионарные люди, которые развивают [культуру]. В том числе немаловажную роль играет биеннале и как проект, который привлекает внимание, и как кузница кадров. Большинство людей, которых я знаю из сферы культуры (если это не классические музеи, а что-то связанное с современной культурой) прошли через биеннале, были частью команды в тот или иной период времени. И в принципе, когда у тебя есть такая планка какой-то большой проект, который в городе проходит, волей-неволей начинаешь что-то делать, [у нас] есть на что равняться. «Ельцин центр», например, у нас прекрасный, ты на него ровняешься в плане [высокого] уровня выставочной деятельности.
³ Интервью было взято 22 февраля 2022 года
А говоря о пассионарных людях вы кого-то конкретного имели в виду?
На само деле, кого-то конкретно, нет. [Но стоит упомянуть] комиссара биеннале Алису Прудникову, которая сейчас не живет Екатеринбурге, Галееву Тамару Александрову. Очень много людей через нее прошло, она умеет завораживать. Есть и меценаты, есть понимание того, что искусство можно поддерживать: «Синара», которые галерею делает, «Главный проспект». Далеко не во всех городах современное искусство именно выбирают [в качестве поддержки].
³ Интервью было взято 22 февраля 2022 года
Площадки города, за которыми стоит следить
Конечно, Уральский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, точно арт-галерея Ельцин Центра, музей «ИЗО». Я не только про современное искусство говорю, соответственно, Эрмитаж-Урал, там тоже какие-то выставки проходят. «Синара» делает неплохие выставки, в «Дом Метенкова», конечно, резиденты приезжают интересные.
³ Интервью было взято 22 февраля 2022 года

второй круг
Как понимать современное искусство
Можно ли составить портрет потребителя искусства?
Мы пытались это сделать в 2017 году. У нас было исследование аудитории современного искусства. Получилось, что больше женщины, чем мужчины, чаще с гуманитарным, чем с техническим образованием, работают в околопрофессиональном секторе, креативном (рекламщики, журналисты), в общем, люди творческих профессий, меньше технических профессий. Еще много всего описано в нашем исследовании «Что-то новое и необычное исследование аудитории современного искусства в крупных городах России», которое можно найти у нас в библиотеке¹.
¹ Библиотека находится в Уральском филиале ГМИИ (Екатеринбург, ул. Добролюбова 19А)

Исследование можно почитать по ссылке
круг во втором круге
Акционизм
Как вы относитесь к такому явлению, течению, как акционизм? Такие перфомансы, как имитация повешения (Павел Крисевич¹) или «Наказание» (приковывания себя к кровати) (Катрин Ненашева)?
Или как у нас был на последней биеннале перфоманс Ольги Кройтор, которая рефлексировала как раз на тему цирка и о том, что там [эксплуатируют] не только животных, но и людей, за гранью человеческих возможностей. Это ведь про это цирк – преодоление грани человеческих возможностей. Она подвешивала себя вниз головой и раскачивалась очень долго, минут двадцать, наверное, но это правда очень тяжело. Вот и я считаю, что это очень круто, что есть люди способные на такие высказывания, но это очень опасна штука, правда. И тоже Ольга Кройтор как раз говорила о том, что каждый раз, когда она делает какие-то такие перфомансы ей нужно подписывать согласие о том, что она информирована, какие могут быть последствия, а организатор не несет ответственности. Как к явлению хорошо отношусь, но просто качество, уровень бывает очень разный – вопрос, что за высказывание, а не формат.
¹ В октябре 2022 года суд признал Крисевича виновным в хулиганстве с применением оружия, совершенном группой лиц по предварительному сговору и приговорил к 5 годам лишения свободы